Не будем скрывать - мы сами обратились в компанию «Пятая категория» с просьбой написать нечто вроде отзыва о наших рафтах, которые она использует в своей коммерческой деятельности. Нам ответил директор компании Юрий Либрехт:
О рафтах «Тайм Триал»
Сразу хочется оговориться, - всё нижесказанное не следует воспринимать как рекламу или антирекламу. Автор просто высказывает своё мнение, основанное на личном опыте. В коммерческом туризме я работаю с 1991 года. За это время опробовал рафты различных производителей, как зарубежных (Sotar, Avon, Hyside, Eurocraft), так и отечественных (Кулик, Мнёв, Команда Горький-Сплав, Рафт-Мастер, Тайм -Триал).
В 2002 году я организовал собственную турфирму, и, естественно, встал вопрос покупки рафтов. Проанализировав предложения производителей и собственные запросы, я остановился на Тайм -Триале. Причин для такого выбора было несколько:
- Тайм -Триал выпускает несколько моделей рафтов. Причем, это действительно разные лодки, а не одна модель разных размеров. Ведь согласитесь, не только размерами отличается рафт для соревнований от рафта для коммерческих туров.
- Конструкторы знают своё дело, - 18 футовый рафт при высокой остойчивости обладает хорошей управляемостью и высокими, для таких размеров, скоростными качествами. Спортивные рафты этой фирмы вообще вне конкуренции. Использование при проектировании судов законов физики и практического опыта выгодно отличает рафты Тайм -Триал от многих своих собратьев. Уделяю этому вопросу особое внимание потому, что за свою жизнь потратил достаточно времени, убеждая производителей снаряжения руководствоваться чем-то более реальным, чем их собственные фантазии.
- Цена ниже чем у большинства производителей (на момент покупки 18 футовый рафт стоил 1600 $).
- Тайм -Триал доставляет лодку до потребителя за свой счёт.
- У нас на Алтае есть сервис-центр Тайм -Триала.
- Момент очень субъективный, но лично мне приятнее купить рафт у опытного спортсмена.
Из негативных отзывов приходилось слышать о слабом дне. На многих лодках оно вроде бы не выдерживало и одного сезона.
На данный момент у меня 4 рафта Тайм -Триал. В течении двух сезонов лодки использовались на следующих маршрутах: Катунь, Чуя, Верхний Башкаус, Аргут, Чу-Малый Нарын-Нарын. Причём, использовались параллельно с рафтами Avon и Eurocraft. Могу сказать, что по эксплутационным качествам Тайм -Триалы ни в чём не уступали прославленным английским лодкам. Уступали только в цене: 1600$ против 4200$. Единственный случай порыва рафта был при перевозке судна на автомобиле. По поводу «слабого» дна Тайм -Триалов моё мнение следующее: наличие предохранительного клапана не означает того, что дно на берегу не надо стравливать. Это надо делать на всех лодках всех фирм! Это проблема не судна, а гида, отвечаюшего за данную лодку. По крайней мере, у нас никаких проблем с днищами не было. Кстати, то, что дно у Тайм -Триалов действительно самое толстое среди всех известных производителей даёт ощутимый выигрыш, особенно при использовании рафта как грузового. Вообще, по моим ощущениям, это лучшая лодка для распашного рафта из всех, что я использовал. Нагрузить на неё можно много, при этом она не выказывает желания утонуть и сохраняет хорошие ходовые качества.
Поначалу были опасения по поводу управляемости 18 футового рафта при использовании его в качестве гребного рафта. Действительно, человеку ниже среднего роста неудобно управлять рафтом сидя на корме, - слишком высоко. Но при посадке на место заднего гребца все проблемы решаются. У меня подобных проблем не возникало (мой рост 185 см), но на месте заднего гребца я тоже чувствую себя комфортнее. По крайней мере, на сложных турах я стараюсь сидеть именно там. Лично меня удивило, что такая большая лодка с экипажем 8 человек так легко управляется. На технически несложных маршрутах (вроде Катуни) привлечение к управлению лодкой экипажа практически не требуется.
Большой объём и высокая остойчивость лодки не раз спасали от неминуемого, казалось бы, переворота. Особенно порадовало поведение судна при навалах на камни. Правда, надо заметить, что при перевороте большой объём и высокий борт затрудняют попадание экипажа на дно. Но соответствующая тренировка решает эту проблему. Единственный, на мой взгляд, недостаток - высоко приклеенный леер. Если плывёшь рядом с перевёрнутым рафтом и держишься за леер, то руки оказываются ниже уровня воды. Хотя, конечно, в этом случае можно перехватиться за ручку для переноски рафта, - проблема снимается. Многие гиды отмечают, что за счет высокого расположения леера удобнее выбираться с воды в лодку находящуюся на ровном киле.
В моём табели о рангах рафты отечественных производителей располагаются в следующем порядке:
- Тайм -Триал
- Команда Горький-Сплав
- Мнёв
- Кулик
- Рафт-Мастер
Оценка давалась по соотношению конструкция-цена-качество. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что после 1 февраля 2004 года стоимость рафтов Тайм -Триал выросла и разница в цене с другими производителями практически нивелирована (раньше Тайм -Триал был заметно дешевле). Тем не менее, в этом сезоне я опять буду покупать рафты и, думаю, что это будут рафты Тайм -Триал.
Юрий Либрехт апрель 2004 г.
Надувные лодки, байдарки, пакрафты, катамараны, каяки, SUP доски
Надувные платформы для отдыха на воде, в бассейне
Гермо: упаковки, мешки, рюкзаки, сумки
Надувные санки, сани, бананы, ватрушки
Спортивное надувное оборудование
Надувные аттракционы для детей, взрослых
Для автотуризма и джиппинга
Подарочные сертификаты
Для МЧС, палатки, резервуары, понтоны, шатры, дамбы
Надувная бескаркасная мебель
Оборудование для яхт, катеров
Надувные бассейны, ванны, вкладыши ПВХ
Аксессуары, комплектующие
Тенты, пологи, автопологи из ПВХ, ТАРПАУЛИН, БРЕЗЕНТ, ОКСФОРД
Шторы для автомойки, промышленные, гаражные из ПВХ, ТПУ, брезента
Детские мягкие модули (игровые, спортивные)
Другие надувные изделия из ПВХ
