Многие предприимчивые граждане, имеющие определённые финансовые накопления и проживающие вблизи рек и озёр, видя, как знакомые или просто соседи, приобретя средства сплава, чаще всего рафты, ежедневно зарабатывают неплохой профит, катая отдыхающих по порожистым участкам. Отдыхающие ловят адреналин, а хозяева средств сплава зарабатывают себе на безбедный зимний отдых.
Но, последнее время нередко случается так, что владельцы плавсредств различных организационно-правовых форм собственности, вместо профита, получают дурной адреналин в виде судебных разбирательств, а иногда и тюремного заключения. А отдыхающие получают, если есть кому получать, выплаты, далеко не всегда компенсирующие испорченный отдых и потерянное здоровье. Происходит это по двум основным причинам: отсутствию правильной подготовки к данному виду деятельности и несоблюдению правил техники безопасности в процессе этой деятельности.
Поскольку среди сотрудников компании “Тайм Триал” немало спортсменов и туристов-водников с большим опытом, в том числе и в организации коммерческих сплавов, мы решили дать вставшим на стезю рафтинга предпринимателям, особенно начинающим, несколько рекомендаций.
Начать нужно… Нет, не с приобретения рафтов, хотя без них вообще ничего не состоится. Но пока существует Завод надувных изделий “Тайм Триал”, рафты от вас никуда не убегут, особенно если заказывать их не в начале весны. В общем начать нужно с поиска опытных водных гидов. Это лучше делать осенью, по концу сезона. Искать нужно среди действующих гидов, фриленсеров или решивших покинуть предыдущее место работы.
Очень неплохо, если свой опыт и квалификацию будущий сотрудник подтвердит соответствующим официальным документом о прохождении обучения, сертификации, повышении квалификации и т.д. Причём не от никому не известного Всемирного супер-пупер центра подготовки многопрофильных специалистов Василия Пупкина, а от лицензированного соответствующими государственными структурами профильного учебного заведения.
Если даже Вы - опытный специалист и лично убедились в высоких профессиональных кондициях вашего потенциального водного гида, всё равно либо направьте его на обучение, либо, если уровень его мотивированности достаточно велик, предложите ему самому решить этот вопрос. Ссылки на некоторые образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой подобных кадров мы приведём в конце статьи.
Безусловно, никакие удостоверения и рекомендации не защитят Вас от Его Величества Случая, но вполне могут избавить Вас, как организатора, и Ваших сотрудников от путешествия в места не столь отдалённые. Если! не будет доказано грубое нарушение Вами правил техники безопасности. Чтобы этого не произошло, требуется следующее.
Приобрести необходимое для обеспечения безопасности снаряжение. Сюда входят страховочные (спасательные) жилеты, каски, спасательные концы, в случае холодной воды - сухие или мокрые гидрокостюмы. По правилам техники безопасности, при нахождении на воде участники сплава должны находиться в застёгнутых спасательных жилетах, а при прохождении порожистых участков - в застёгнутых на голове защитных касках. Спасательный жилет от страховочного отличается наличием сертификата государственной или лицензированной организации, подтверждающим, что жилет соответствует требованиям ГИМС РФ. Это не значит, что страховочные жилеты хуже, чем спасательные, но “без бумажки ты букашка”. А решать Вам.
В любом случае жилет должен быть
- яркого цвета (лучше красного, жёлтого или оранжевого), чтобы можно было разглядеть плывущего человека издалека при любом освещении и в любой воде;
- иметь прочную фурнитуру и замкнутую силовую обвязку;
- не мешать грести и активно двигаться в воде.
Каска должна быть специальной, т.е. рассчитанной на многочисленные удары головой. В отличие от, к примеру, строительных, рассчитанных на один прилёт кирпича. И иметь прочные застёжки и систему регулировки по голове. Поскольку болтающаяся на голове каска не только бесполезна, но и опасна.
Спасательный конец должен быть! И, хорошо бы, помимо водного гида, им умел пользоваться кто-то из экипажа.
Наличие сухого (мембранного) или мокрого (неопренового) гидрокостюма не является обязательным, всё зависит от погодных условий.
Более подробные рекомендации по моделям и свойствам перечисленного снаряжения вам дадут наши специалисты соответствующего направления.
- Оборудовать рафт дополнительными опциями, обеспечивающими пассивную безопасность: креплениями для ног гребцов (локерами), дополнительными леерными ручками, нескользящим покрытием верха бортов, а также заказать дополнительное усиление дна вторым слоем ткани.
Информацию и цены на эти опции можно найти на нашем сайте, на странице практически каждого вида нашей продукции.
- Перед началом сплава проводить с пассажирами вводный инструктаж по технике гребли и приёмам спасения на воде. В идеале делать это на воде же. Пройти на вёслах определённое расстояние на участке спокойной воды, отработать совместные действия в соответствии с командами гида, попробовать поставить на ровный киль перевёрнутый рафт и залезть в него. Если ввести в это действо нотку соревновательности между экипажами рафтов, то вместо занудной “учебки” отдыхающие получат азартный аттракцион, добавляющий хороший плюс к вашему имиджу организатора сплава.
- Всегда! особенно при изменении гидрометеорологических условий (например подъём уровня воды в реке, встречный ветер и волна на открытом водоёме), оценивать соответствие квалификации водного гида и кондиций всего экипажа изменившимся условиям. В крайнем случае решительно запрещать выход на воду. Несмотря на: “Чё такое?! мы деньги заплатили!” Мягкость в этом вопросе может привести к человеческим жертвам и долгому лишению свободы Вас лично. Имейте на этот случай запасной вариант развлечений.
- Категорически! запретите (как пункт в договоре, к примеру) употребление спиртных напитков до и во время сплава, даже лёгких (пивом и лонгдринками тоже можно упиться, зависит от количества выпитого). После окончания сплавного дня - пожалуйста. Вплоть до отстранения замеченного в употреблении от сплава.
- И наконец - храните ваши плавсредства и снаряжение чистыми в сухом месте, своевременно производите мелкий ремонт. Это избавит Вас от ремонта более крупного и дорогого, а в худшем случае - от неприятно ЧП на сплаве.
Но если неприятность всё же произошла, специалисты нашего производства готовы, в осенне-зимний период, принять пострадавший рафт в гарантийный или постгарантийный ремонт. Но лучше приобретите новый, ваши клиенты это оценят!
Вот и все рекомендации от лица компании “Тайм Триал”. Удачи Вам на бурной и гладкой воде!
Региональные курсы по программе подготовки «Инструктор-проводник водного туризма»
Контакты : Руководитель программы 8-913-999-10-09 Татьяна Сергеевна Зяблицкая ;
+7 913 698-09-88 Адриана Шерстобитова (секретарь),