Интервью Алексея Ешина, основателя Клуба Массового Спорта в г. Санкт-Петербург для TimeTrial AIR.
Профессиональный спортсмен, тренер спортивной гимнастики, основатель Клуба Массового Спорта Алексей Ешин дал интервью российскому производителю надувного оборудования для спорта TimeTrial AIR о том, как понять, что вы родитель юного спортсмена и как вырастить из него чемпиона по спортивной гимнастике.
С какого возраста отдают детей в спорт?
Развивать детей для занятий гимнастикой нужно как можно раньше, с 3-4 лет. Девочек и мальчиков от 4 до 5 лет отдают в подготовительные группы. Спортивная школа принимает девочек с 5-6 лет и мальчиков с 6-7 лет. Возраст начала тренировок в гимнастике определяется индивидуально, но раннее начало спортивного развития для гимнаста обязательно.
Влияет ли характер ребенка на будущие спортивные успехи?
Характер влияет сильно, это важная составляющая. Есть физически сильные дети, которые по своим данным способны выполнять сложные комбинации, но в силу того, что им страшно выполнять какие-то элементы, им фактически дорога бывает закрыта в гимнастику.
Характер также влияет на выбор вида спорта. Например, гимнастика требует максимальной сосредоточенности и концентрации на текущем моменте и не разрешает отвлекаться.
Существует ли в спортивной школе отбор по физическим показателям?
Безусловно существует. По физической форме проверяют детей, смотрят насколько они быстрые, как ребенок подтягивается. Но в основном тренер отбирает детей интуитивно под себя. Конечно, есть разработанные нормативы, но тренеры стараются отбирать детей исходя из своего опыта. Каждый тренер выделяет определенные качества ребенка и для всех тренеров они разные: один определяющим фактором выделяет характер и дисциплину, другой физическую форму и строение тела. Например, если приходит ребенок с лишним весом, то это говорит о пищевых привычках. Если приходят на отбор в гимнастическую спортивную школу приходит стройная, гибкая, спокойная, внимательная — то это идеальный кандидат для занятий. Такое случается редко.
Бывает ли такое, что у спортсменов пропадает азарт? И как можно поддерживать интерес к спорту?
Бывает, конечно. Но в гимнастике, как в любом спорте, нужна сила воли и дисциплина, а не только желание. По крайней мере так происходит у нас в стране. Так получается, что, когда человек приходит на тренировку, он отрабатывает нужные элементы большое количество раз в течение длительного времени. Это очень часто происходит через усталость, через «не могу», через «тяжело». И действительно бывает так, что падает мотивация, и при этом отличительной чертой гимнастов является то, что эти спортсмены умеют работать и без желания. Они приходят на тренировку и знают, что сегодня им необходимо отработать определенный объем работы независимо от того хочешь ты этого или нет. И в спортшколе особенно никто не держит. Тренеры, конечно, пытаются мотивировать и поддерживать. Но каждый гимнаст знает, что если ты не хочешь тренироваться, то насильно тебя в спортшколе никто держать не будет. Поэтому, когда спортсмен пришел, он послушно старается выполнять задания тренера.
Есть ли секреты в воспитании лидерских качеств, в воспитании чемпионов гимнастики?
Гимнастика индивидуальный вид спорта, в которых лидерские качества в общем понимании не важны. Можно выделить чемпионские навыки: во-первых, трудолюбие. Обычно в гимнастике побеждают те, кто больше и упорнее работают, не обращая внимания ни на какие ошибки. Если ты приходишь, тебе нравится заниматься, стараешься выполнить задание тренера, то из тебя может что-то получиться. Еще одну особенность можно проследить среди успешных спортсменов – огромное желание.
Во-вторых, увлеченность спортом. Успешные дети всегда спрашивают тренера, какие упражнения им можно разучить дома, как выполнить элемент — их не остановить.
В-третьих, любовь к спорту. Юным талантам нравится, хочется заниматься, их никогда не нужно заставлять тренироваться. Конечно, в процессе выполнения упражнения нужно поддержать спортсмена, но никогда от таких детей не услышишь «не хочу» или «не буду». Все чемпионы всегда сами хотят тренироваться, по разным причинам, но суть одна. И обычно рвение к спорту проявляется с раннего детства, примерно с 7-8 лет.
Как «успеть» стать спортсменом с современным быстрым ритмом и не запустив общеобразовательную школу?
Это довольно проблематично. Ребенок идет в школу, затем прибегает на тренировку и после бежит делать уроки, и так каждый день. Это очень тяжелый ритм работы, дети сильно устают. Идеально было бы организовать школу, на подобие школы олимпийского резерва, в которой организовано и проживание, и питание, образование и тренировки спортсменов. Это редкость, но к этому нужно стремиться.
Что касается отдыха, то у хороших спортсменов отдыха, в обыденном понимании, не бывает. Максимум у гимнастов отдых составляет 3 недели в году, все остальное время рабочий процесс. Если нет сборов и наступили каникулы, дети отправляются в спортивный лагерь. Отдыха и отпуска в гимнастике нет, поскольку гимнастика — это образ жизни и нужно все в жизни выстраивать ради того, чтобы добиться результата.
Продолжают ли спортсмены заниматься в домашних условиях, после основных тренировок?
Детям дают домашнее задание — тянуться, отрабатывать элементы — но я не уверен, что многие его выполняют. [прим. автора: Смеется]. Домашние задания даются особенно на начальном этапе, когда у детей еще не растянуты шпагаты, когда они еще не встают в стойки. В дальнейшем давления по поводу домашней работы нет. Но тренеры стараются приучить детей к тому, что тянуться не просто нужно, это полезно. И растяжка требуется как утром, после пробуждения, так и вечером, перед сном, т.к. в гимнастике растяжка очень важна.
Какие снаряды используют в тренировках гимнасты в зале и дома?
На тренировках используется огромное количество снарядов. Есть соревновательные снаряды — брусья, бревно, конь, ковер для вольных упражнений. В последнее время, все чаще стали использовать надувные дорожки, коврики и пр., как наиболее безопасные и удобные в эксплуатации как на тренировках, так и в домашних условиях. Например, фибергласовая акробатическая дорожка, достаточно жесткая для детей весом от 20 до 30 кг, так же как и «ковер». В этом случае надувное оборудование очень спасает. Существуют аналогичные снаряды для бревна, опорного прыжка, брусьев и т.д.
Также, в спортивной гимнастике используется множество вспомогательного оборудования: канаты, шведские стенки, различные резинки, зоны приземления (маты, поролоновые ямы, bag jump, безопасные буферы в поролоновую яму) и пр. Отдельного внимания заслуживают зоны приземления. Большинство соскоков с брусьев, бревна, прыжок и элементы акробатики, отрабатывают с приземлением в поролоновую яму. Это в большинстве случаев безопасно. В настоящее время в некоторых школах наблюдается тенденция использования воздушной подушки для зоны приземления, которая является еще более безопасной и долговечной, по сравнению с поролоном в яме приземления.
Разглядев талант в детстве вы сделаете своего ребенка счастливым на всю жизнь!