Впечатления от надувного каяка «Ватерфлай»
Я за свою жизнь прошел немало рек в то время, когда весенняя вода, взломав лед, переполняет узкие русла и буйным потоком несется среди затопленных кустов не разбирая дороги и не останавливаясь ни перед какими преградами. Много всякого встречалось в эти короткие вылазки на "коричневую воду". Были легкие прогулки с женой по бурному, но чистому потоку, были классические "кили" под наклонными бревнами, были ледовые завалы, заставляющие собирать лодки и уходить с маршрута, были дырочки в левом борту уже через тридцать метров после старта. Иногда приходилось впрягаться в упряжку и вдесятером выволакивать из пульсирующей пучины Вашаны переломанные могучим потоком останки "Салюта" ради его почти нетронутой шкуры. Приходилось прерывать поход после экстремального самосплава в спасжилете на длинную дистанцию, после которого уже не было моральных сил вновь садиться в байдарку.
В итоге, к своим 45 годам я с большим пиететом отношусь к этим тихим рекам, незаметных летом среди густого прибрежного ивняка, хорошо представляя себе, какая внутренняя мощь может скрываться в их упругих весенних потоках. Слова «слалом среди затопленных лозин», «навал на прибрежные кусты» для меня отнюдь не пустые звуки. Все эти прелести испытаны на своей шкуре и шкуре своей вечной спутницы в этих адреналиновых походах - «Таймене»-двойке. Причем, неизвестно, какой шкуре досталось больше…
К чему я веду этот разговор? Думаю, что многие могут похвастать не меньшим количеством своих подвигов и рассказать не менее страшные истории, связанные с покорением Вашаны, Льняной, Капши и прочих водных капилляров, имеющих в своем названии одно и тоже прилагательное - «паводковых» рек. Ото всех остальных смелых покорителей весенних рек меня, на сегодняшний день, отличает только одно, но весьма существенное, обстоятельство. Я имел счастье пройти в этом году три реки разной степени сложности в период паводка на надувном каяке «Ватерфлай».
После такого исторического экскурса я вынужден откровенно заявить - «Ватерфлай» развращает. Развращает полностью и окончательно. Развращает чувством вседозволенности и прощения любых мыслимых и немыслимых ошибок пилотирования. Влетая в бурлящий перекат, хвост которого уходит за поворот, у меня уже не захватывало дух от неизвестности того, что прячется там, за темными кустами. В отличие от изрядно побитого хлопца в надоевшей рекламе, который в сумеречном состоянии души помнит только о входящих звонках, я, находясь в здравом уме и трезвой памяти, твердо знал одно - такой поток меня не перевернет. При навале на дерево струя бессильно ныряет под высокие борта «Ватерфлая». Поток с носа или кормы ещё менее страшен из-за их крутозадранных обводов. Если поток нес меня на частокол деревьев, то я просто искал впереди «ворота», шириной чуть больше метра. Только, чтобы каяк мог втиснуться. «Ватерфлай» позволял мне не заботиться о кренах и удержании дна к потоку. Все проблемы моей безопасности он брал на себя. Стоя на узком бревне посреди реки и перетащив через него каяк, у меня не было проблем с тем, как стартовать с такой, мягко говоря, неудобной точки. Отсутствие «очка» позволяло мне, спрыгнув с бревна на надувное дно танцующего на струе «Ватерфлая», вольготно распорядиться его открытым кокпитом. За остающиеся до следующего препятствия несколько метров чистой воды я успевал удобно устроиться «в седле» и начать активно работать веслом.
Некоторые ортодоксы, наверняка, упрекнут меня в опошлении основных принципов спортивного сплава. Подумаешь, могут сказать они, на надувнушке любой «чайник» сплавится в режиме «плывем г-ном». (Замечу, что здесь речь идет, отнюдь, не о сокращении слова «господин»!). Так вот, могу совершенно квалифицированно заявить всем скептикам, что с точки зрения своего поведения в струе, а именно, маневренности, «Ватерфлай» практически не уступает никакой другой лодке, сплав на которой не вызывает саркастической усмешки, в том числе на «Ласточке-1», традиционных пластиковых и каркасно-надувных каяках. При приблизительно равной маневренности, «Ватерфлай» в силу своих конструктивных особенностей, имеет на порядок большую степень пассивной безопасности. Не думаю, что это должно вызывать у потребителя чувство собственной ущербности. Ведь никто, в сущности, не додумается подвергать осмеянию достижения современных прыгунов в высоту или с шестом, приземляющихся на толстый-толстый слой поролона, цедя сквозь зубы: - А Брумель-то, на песочек прыгал... Искренне восхищаясь способностью Валерия Брумеля и Роберта Шавлакадзе приземляться с более чем двухметровой высоты на заботливо взрыхленный песочек, никому в голову не придет останавливать прогресс и заставлять современных прыгунов «фоссбери-флопом» возвращаться к давно забытому «перекидному». А то ведь и достижения Бубки можно дезавуировать, заставив его взять в руки архаичный бамбуковый шест, наложив вето на фибергласс. Мол, надо быть ближе к истокам, к природе…
Мне, порой, и самому было неудобно перед самим собой за ту легкость прохождения таких «загогулин», одна мысль о преодолении которых на «Таймене» или пластиковом «Данцере» не пришла бы мне в мозг, даже изрядно возбужденный смесью адреналина и авантюризма. Продравшись через очередной завал или проскользнув мимо очередного древа, предательски склонившегося над мутной струёй, я задавал себе вопрос: - А как бы это все выглядело, не будь подо мной оранжевого «Ватерфлая»? Я уже не возвращаюсь к теме, подробно разжеванной в очерке о походе по реке Восьме, где я достойно оценил удобство «Ватерфлая» при обносах, совершаемых чаще всего совершенно варварским способом. Это были, скорее, не «обносы», а «волоки» в прямом смысле этого слова. На Выпрейке, правда, я чаще всего жалел своего «конька-горбунка» и взгромождал его на плечо, либо приподнимал за место крепления коленных упоров.
Описывая «Ватерфлай», я не мог отделаться от мысли, что лодку с подобными качествами я уже где-то видел. Вспомнил! В середине 70-х годов один из ведущих тульских туристов-водников Александр Сеничкин, в своем кругу до сих пор именуемый Смитом, разработал и создал уникальную на тот момент конструкцию, вошедшую в историю под названием «лодки Смита» или, проще, «Смитовки». Лодка оказалась настолько удачной, что во множестве копировалась любителями экстремальных водных походов, благо её конструкция была подробно описана в популярном тогда альманахе «Ветер странствий». «Лодка Смита» представляла собой корытообразный каркас из дюралевых труб, зауженный к носу и корме. К нему снизу капроновыми шнурами крепились 4 надувных баллона - два ближе к левому борту, два ближе к правому. Фактически, получался компактный и жесткий катамаран-двойка с плоскими гондолами. У первых версий «смитовок» нос и корма практически не выступали из плоскости лодки, но у усовершенствованных моделей были уже приподняты. Гребцы (или гребец) садились на гермы друг за другом, как в обычной байдарке, и гребли байдарочными веслами. Лодки Смита обладали теми же основными особенностями, что ныне демонстрирует «Ватерфлай» - отменную живучесть при контактах с препятствиями, жесткость всей конструкции, высокую остойчивость и эффект «самоотливного дна». На «смитовках» были пройдены маршруты самых разных категорий сложности - от половодной Вашаны до категорийных Чуи и Катуни. «Ватерфлай» удачно занял ту же нишу, обойдясь без металлического каркаса. Использование более современного материала , позволяет обеспечивать требуемую жесткость лодки за счет сильной накачки баллонов.
Потратив столько места и Вашего времени на описание своего оранжевого друга, я вынужден во всеуслышание заявить, положив руку, за неимением Библии, на потрепанный том «Рек Азиатской части СССР», что я так восторженно пишу о «Ватерфлае» совсем не потому, что отрабатываю этим спонсорский взнос компании «Тайм-Триал» в реализацию моего проекта «Малые реки Тульской области». Я откровенно рад, что мне для тестирования достался такой удачный вариант сплавной лодки. Поверьте, что если бы её качества не удовлетворяли меня - я бы с такой же занудностью расписывал бы свои негативные ощущения, поскольку, формально, никак не завишу от спонсоров. Слава Богу, своих байдарок и каяков хватает. В гараже не помещаются. Какие-то летние однодневные походы я, скорее всего, даже буду совершать на пластиковом «Данцере», оценочно имеющего чуть большую скорость на спокойной воде. Учитывая, что для одно-двухдневного похода не требуется много снаряжения, этот вариант вполне удобоварим. Но когда речь встанет хотя бы о недельном походе - вопрос будет однозначно решен в пользу комфортабельного «Ватерфлая». Чтобы уж быть совсем объективным, попробую описать одно свойство «Ватерфлая», которое, формально, должно быть отнесено к отрицательным. Высоко задранные нос и корма, а, чаще всего, именно выступающие «ручки для переноски», создают трудности для пролезания под бревнами. Если нос ещё можно воткнуть под бревно с разгона, то выцарапывать корму, плотно зацепившуюся за препятствие, иногда бывало совсем непросто. Но и тут спасала высокая остойчивость лодки, когда можно было, не особо заботясь о последствиях, добраться до кормы и вручную отцепить судно. Вот, пожалуй, одно из немногих отрицательных качеств каяка, которое органично проистекает из его же положительного свойства - задранный нос позволяет легко всходить на валы, не зарываясь в них. Наверное, конструкторам можно подумать о том, как, без ущерба для ходовых качеств, уменьшить высоту кормы.
Михаил Трусков.
Апрель 2003 г.
Конструкторы компании учли замечания Михаила Трускова и внесли изменения в конструкцию «ручек для переноса.»