В этой небольшой статье речь пойдёт о технологии создания надувных лодок. В принципе, устройство надувной лодки довольно простое: корпус представляет из себя трубчатые баллоны, сделанные из тканей с полимерным покрытием. К ним крепится днище той или иной конструкции. Ну и в довершение всего, на лодку устанавливается фурнитура: различные держатели, кольца, уключины и т.п. Расскажем же о том, каким способом все компоненты лодки соединяются друг с другом.
Основа, конечно, воздуходержащий корпус или, попросту, баллоны. Именно они обеспечивают плавучесть лодки и качество их сборки должно быть исключительным. Раскроенные детали из специальных газодержащих тканей собираются воедино с помощью склейки или сварки. Оба метода испытаны и вполне надёжны, и каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Склейка производится специальными клеями для тех материалов, из которых изготавливаются лодки. Профессиональный клей содержит два компонента: собственно клей и специальный активатор, который увеличивает прочность шва и уменьшает его восприимчивость к воздействию высокой температуры. Но, внимание, именно уменьшает, а не делает шов абсолютно невосприимчивым к нагреву. Конечно, в процессе эксплуатации перегреть лодку до температуры расслаивания швов довольно сложно, но вот слегка размягчиться клей может, и тогда, в силу сложения неблагоприятных факторов (тёмный цвет лодки, повышенное давление в баллонах, очень жаркая погода, уменьшение естественного охлаждения водой), клеевой шов может разойтись. Кроме того, существует и такой неприятный эффект как деградация клея со временем. Конечно, на это уходят годы, но клеевой шов становится всё менее и менее прочным.
Сварной шов лишён этого недостатка – при соединении двух деталей из ткани они просто свариваются друг с другом, создавая монолитное соединение. При выполнении сварки горячим воздухом на современном оборудовании, в совокупности с использованием высококачественных тканей, швы получаются абсолютно надёжными. Ещё можно отметить отсутствие “коварства”, даже если по какой-то причине случился брак сварки: такое соединение даст о себе знать сразу травлением воздуха, в то время как бракованное клеевое соединение может какое-то время держаться, а потом внезапно и коварно разойтись в самое неподходящее время. Недостаток у сварки тоже имеется, но не эксплуатационный, а, скорее, конструктивный: конфигурация сварного шва не может быть столь вариативной, как при клеевом соединении. Сварочный станок чем-то напоминает огромную швейную машинку-автомат, где вместо иглы установлена специальная сварочная головка. Форма сварочного станка и его элементов, в какой-то мере, ограничивают форму и размеры свариваемых деталей из ткани. Иными словами: сварка лучше всего подходит для простых прямолинейных или криволинейных швов большого радиуса, но именно такие швы и требуются для сборки лодочных корпусов.
Бытует мнение, что сварка разрушает структуру ткани, делая шов ненадёжным. Это не так. Мнение это пошло с давних пор, когда лодки делались на чём придётся и из чего придётся: на станках сомнительного происхождения без точного контроля температуры и из не предназначенных для изготовления лодок технических тканей наподобие тентовых. В них даже без термического воздействия покрытие легко отрывалось от армирующего корда. Современные же лодочные ткани созданы по куда более совершенной технологии и возможность их надёжной сварки заложена производителями изначально, а современное сварочное оборудование позволяет точно выставлять температурные и иные сопутствующие параметры сварки для каждого вида ткани.
Казалось бы, сварка всесторонне лучше чем склейка, но почему же на российском рынке большая часть лодок клееные? На это есть причины. Клеевое соединение, в принципе, обеспечивает приемлемую надёжность при аккуратной эксплуатации изделий, требует минимальных затрат на производство (требуется лишь клей, технический фен для прогрева соединяемых деталей, да набор шпателей и роликов для притирки и прикатки), а также предъявляет сравнительно невысокие требования к квалификации сборщиков. Сварочное оборудование дорого (в том числе и в эксплуатации) даже по меркам крупных производителей лодок, а работа с ним требует высокой квалификации работников. Оно окупает себя только при работе с действительно большими объёмами производства, поэтому, не каждый производитель может его себе позволить.
Компания «Тайм Триал» обладает современным оборудованием для сварки лодочных тканей, а её работники прошли специальные курсы обучения сварки на этих станках и делают свою работу максимально качественно.
Конечно, от использования клея никуда не уйти – такие операции как присоединение днища к баллонам, установка фурнитуры и мелких деталей делаются исключительно склеиванием, но, в большинстве надувных лодок Тайм Триал самый главный элемент, воздуходержащий корпус, делается методом сварки, что обеспечивает максимальную надёжность наших лодок.