На что влияет диаметр баллонов лодки?
При выборе любой лодки - будь то портативный пакрафт, или большая моторная лодка - одной из важных характеристик является высота борта. Этот показатель прямо связан с мореходностью и грузоподъёмностью лодки. Традиционно измеряют высоту борта на миделе (самом широком месте лодки, обычно по центру).
В надувных лодках простой конструкции высота борта равна диаметру баллона. Однако, в более сложных конструкциях, высота борта суммируется из элементов, формирующих обводы лодки. Например, если надувное днище в лодке опущено относительно баллонов, то общая высота борта является суммой диаметра баллонов и высоты выступающей за баллоны части днища. А если ещё добавляется надувной фальшборт, то высота борта увеличивается на диаметр фальшборта. Например, экспедиционная моторная лодка Уран-550Ф имеет основной баллон диаметром 41 см, фальшборт диаметром 21 см и днище, выступающее за габариты баллонов вниз на 8 см. В результате полная высота борта у Урана составляет 70 см.
В надувных изделиях очень важна жёсткость конструкции - способность противостоять изгибам. Она зависит от нескольких факторов, важнейший из которых - диаметр баллона. Чем он больше, тем жёстче конструкция надувной лодки. Другим параметром является давление внутри баллона - чем оно выше, тем конструкция жёстче. Третий достаточно важный параметр - соотношение диаметров и длин баллонов. При равном диаметре жёстче будет более компактная и наименее протяжённая конструкция. Ну и четвёртым параметром являются характеристики ткани. Тонкие ткани из-за большей растяжимости и эластичности хуже держат форму.
Лодку с каким диаметром баллонов выбрать?
Пакрафты
Какие из этого следуют выводы для практики выбора лодки? Если вы хотите сверхлёгкую лодку, то рассматривать вариант стройной байдарки с узкими баллонами из лёгкой ткани нужно с осторожностью (пример: Щукарь Лайт 310 ТПУ). Малый диаметр баллонов, большая относительная длина и тонкая ткань - при таких параметрах лодка не получится жёсткой. Можно будет слегка компенсировать мягкость байдарки повышением давления, но это опасный путь.
А вот классические пакрафты (например, типа “Спутник”) таких недостатков не имеют. Относительно большой диаметр баллона (30 см), раздуваемый в кормовой части почти вдвое, и “крепко сбитая” конструкция без избыточного удлинения даёт возможность эксплуатировать пакрафт, сделанный из тонких тканей на низком давлении. Это пример рационального конструкторского подхода.
Упомянутый выше Щукарь Лайт 310 ТПУ, конечно, быстрее пакрафта при схожем весе, но из-за указанных выше проблем рекомендуется строго ограниченному кругу пользователей - прежде всего, небольшого веса. Поэтому серийно эта лодка не производится.
Байдарки
Для байдарок 30-сантиметровые баллоны являются хорошим решением, хотя некоторые считают этот размер избыточным, а наиболее подходящим считают 25-см.
Но правильнее всего отталкиваться от конструкции байдарки. Если она имеет выступающее вниз днище (как, например, “Варвар”), то вполне достаточно и 25-см баллонов. Если же днище не выступает вниз, то разумным будет использование баллонов 27.5 см (этакая “золотая середина”, успешно опробованная нами и применяемая в байдарках “Аргон” и “Экшн”). Если байдарке требуется повышенная мореходность, то диаметр может быть даже больше 30 см: например, в новом Фишкаяке Эво диаметр баллонов 33 см, что даёт этой лодке возможность противостоять довольно сильной волне (для рыбацких байдарок это важно).
Моторные лодки
Моторные лодки имеют диаметр баллонов от 30 до 55 см - в зависимости от конструкции, размеров и назначения. Однако, увеличение диаметра баллонов неминуемо влечёт увеличение ширины лодки, что плохо сказывается на её ходовых характеристиках, поэтому рациональным решением является наращивание высоты борта иными методами (фальшборты, скеги, низкое расположение днища, овальные баллоны и т.п.). Примером такого подхода может служить вышеупомянутый кабот Уран-550Ф, который при максимальном диаметре борта 41 см имеет высоту борта 70 см, благодаря фальшборту и низкому расположению днища, что делает его пригодным для применения в очень сложных волно-ветровых условиях.
Рафты
Для рафтов же большой диаметр баллонов - основа их функциональности и безопасности для экипажа, поэтому диаметр около 60 см является типичным. Это даёт жёсткость, грузоподъёмность, а огромный внутренний объём не даст быстро упасть давлению при повреждениях, которые из-за суровых условий эксплуатации не исключены.