Невозможно не заметить, что в мире растет интерес к активному и экстремальному туризму. Одним из направлений этой сферы турбизнеса является рафтинг - сплав по порожистым рекам на надувных судах. Термин этот уже достаточно известен на просторах нашей страны. Как правило, у нас это кратковременные коммерческие экспедиции (дней 8 - 12) на катамаранах, спасательных плотах или больших резиновых, надувных лодках, которые некоторые по ошибке называют рафтами. Наиболее дальновидные туроператоры Карелии, Кавказа и Алтая закупают для своих водных маршрутов настоящие рафты отечественного и импортного производства.
Между тем, в странах с развитой инфраструктурой наибольшее распространение получили маршруты альпийского стиля, продолжающиеся от нескольких десятков минут до нескольких часов. При этом участники сплава не обременены личным снаряжением кроме самого необходимого, ибо по окончании сплава возвращаются в базовый лагерь (турбазу, гостиницу).
Наравне с многоместными рафтами для подобного сплава используются одно-трёхместные открытые надувные байдарки из армированных ПВХ тканей. Применяемые современные материалы позволяют достичь значительного давления в баллонах, обеспечивая повышенную продольную жесткость лодки, сравнимую с жесткостью каркасной байдарки. Самоотливное дно гарантирует быстрый слив воды из внутреннего пространства лодки в случае захлестывания ее валами, а значительная ширина делает подобное судно устойчивым к перевороту.
Такие надувные байдарки активно используются для кратковременного коммерческого сплава во многих странах мира. Вариантов использования подобных судов два: прокат лодки в самостоятельное пользование и аренда в комплексе с услугами гида-проводника. Коммерческие фирмы очень быстро окупают затраты на приобретение лодок данного типа.
Ситуация в России
До недавнего времени «альпийский» сплав на байдарках не был распространен на территории России. Так случилось, что производители туристских судов не ставили перед собой задачу по созданию специализированной лодки для кратковременного коммерческого сплава. Все, что производилось, за исключением, пожалуй, рафтов, было рассчитано на индивидуальное использование в самодеятельном и спортивном туризме и реализацию через торговую сеть.
И только с разработкой нашей компанией новой модели надувной байдарки «Ватерфлай» дело может сдвинуться с мертвой точки. Эта лодка СПЕЦИАЛЬНО создавалась для коммерческого сплава в «альпийском» стиле и многократного катания на одном пороге. Опыт использования ее для многодневных походов также дал положительные результаты.
Первой ласточкой в коммерческом применении байдарки «Ватерфлай» стал платный сплав на этой лодке по Лосевскому порогу в Ленинградской области организованный в июле 2003 года. Нет сомнений, что в будущем подобный бизнес, благодаря новым специальным судам, типа байдарки «Ватерфлай», будет активно развиваться и в России.
Чем же так хорош «Ватерфлай»?
«Ватерфлай» был разработан для фирм, занимающихся коммерческими сплавами, и обладает рядом особенностей, необходимых подобным изделиям.
- Лодка изготовлена из специальных износостойких лодочных материалов, но при этом относительно немного весит (в самом тяжелом варианте - не более 20 кг), компактно укладывается (в стандартной упаковке от каркасной байдарки помещается два двухместных «Ватерфлая»), быстро собирается и разбирается, (сборка занимает 10-15 минут, разборка - 5-7 минут).
- Поскольку в конструкции отсутствуют выступающие элементы,способные протереть оболочку при перевозке, байдарки «Ватерфлай» просто укладываются друг на друга, и в надутом состоянии перевозятся на багажнике автомобиля или в автоприцепе.
- На воде лодка лишена большинства недостатков каркасных байдарок - она не ломается, обладая при этом достаточной жесткостью, ее сложно порвать даже на каменистом пороге. Она не боится мороза и не гниёт при хранении.
- «Ватерфлай» обладает хорошей всхожестью на волну, маневренностью, малой осадкой. Благодаря системе самоотлива вода, попавшая извне, задерживается в лодке не дольше нескольких секунд.
- Соотношение длины и ширины лодки обеспечивает хорошие ходовые характеристики, при этом «Ватерфлай» более остойчив, чем каркасная байдарка или каяк и не требует специальной техники управления.
- Отсутствие закрытой деки делает лодку безопасной, облегчает посадку и высадку, а коленные ремни при желании обеспечивают фиксацию гребца относительно корпуса лодки.